Полезные статьи

КЛАССЫ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ класс износостойкости . Класс керамической плитки

О чем статья

Разновидности керамической плитки - класс прочности

ДПОП в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Предметная область по.01. Художественное творчество Программа по учебному плану

По.01. Уп.04 срок обучения 5(6) Работа в материале. Керамика

История керамической плитки

Несколько десятков лет тому назад керамическую плитку в нашей стране считали всего лишь отделочным материалом, не более того. В основном керамическая плитка в те времена служила лишь для облицовки ванной комнаты, санузлов и кухни. Керамическая плитка выпускалась лишь в бежевом и светло-голубом цвете. Её производили в больших количествах и экспортировали часть в другие страны.

Зарождение производства керамической плитки. Период неолита.

Конечно, те времена давно канули в небытие, и на сегодняшний день, широчайшему кругу потребителей оказалась доступной итальянская плитка, которая, по сути, является прямой наследницей уникальнейших технологий в процессе изготовления керамической плитки греческих и этрусских гончарных мастеров.

Керамическая плитка, наряду с другими изделиями из керамики, имеет огромнейшую историю, которая насчитывает уже несколько тысячелетий. Когда именно возник этот вид облицовочного покрытия, и кому принадлежит авторство его изобретения доподлинно неизвестно. С годами археологических раскопок проясняются новые детали, обнаруживаются новые факты существования керамической плитки или её более ранних аналогов на территории той или иной исторической местности.

Глина наряду с древесиной является древнейшим материалом, который человек научился обрабатывать. Благодаря своей пластичности и податливости она пользовалась успехом ещё на самой заре человечества. По сведениям учёных широкое распространение обожжённые на костре глиняные фрагменты приобрели лишь к V тысячелетию до н.э.

Как считают учёные, первый в истории человечества опыт использования керамики в качестве облицовки для жилищ был получен представителями трипольской культуры. В IV-III тысячелетиях до н.э. эти племена жили в глинобитных жилищах. Состояли они из деревянного каркаса, на который наносилась слоями глина, которая впоследствии расписывалась национальными узорами.

Для придания прочности этому покрытию вокруг дома разжигались костры, которые обжигали глину, доводя до необходимого состояния. Таким способом древним удавалось получать очень надёжный слой декоративного покрытия, который спасал жилища от гниения и разрушения под воздействием влаги и ветра.

Самые первые фрагменты образцов керамической плитки были обнаружены в Междуречьях рек Евфрата и Тигра. Исследователи отметили тот факт, что первая керамическая плитка больше напоминала мозаику, она применялась для отделочных работ во дворцах знатных особ и в священных храмах во времена третьего и второго тысячелетия до нашей эры.

Не смотря на ее схожесть древних элементов керамической плитки с мозаикой, она отличалась целостным рисунком, который был полностью помещен в пределы одной плиточки. Толщина древних фрагментов керамической плитки практически сравнима с толщиной небольшого кирпича. На лицевой стороне древней плитки располагался своеобразный орнамент, имевший вид узоров круглой, полукруглой и треугольной формы. Все мастера месопотамские обозначили этим рисунком священною гармонию и мир с окружающим их миром – треугольник являлся символом созвездия, в роли солнца, моря и горизонта выступали круги и полукруги.

У современной плитки в восточном стиле сохранилось некоторое сходство с иранской плиткой в тенденциях по изготовлению орнамента, но символика обозначений большого количества символов безвозвратно потеряна.

Керамика также играла большую роль и в развитии письменности. Первые образцы клинописи, нанесённой на поверхность керамических плиток, были обнаружены на территории Междуречья. Не удивительно, что люди той поры доверяли самые сокровенные слова на хранение керамической плитке. Раньше для этих целей служили камни, так как они были очень прочны, и могли сохранить послание, на них написанное, многочисленным потомкам.

Позже стало понятно, что керамика и плитка, из неё изготовленная, намного удобней в обработке. Поэтому наскальная живопись и прочая письменность стала постепенно вытесняться более мобильной клинописью на поверхности керамических плит.

Керамическая плитка в разрезе истории древнейших государств

Керамическая плитка широко использовалась в таких древнейших государствах, как Древняя Греция, Вавилония, Древний Египет, Древний Рим и другие. Здесь её производство зародилось ещё в период II-I тысячелетий до н.э.. Эти страны стали первопроходцами в части освоения технологий изготовления керамической плитки и её аналогов. Их опыт во многом даже до сих пор очень ценен и практически применим.

Первые образцы керамической плитки для большинства населения древнейших стран были недоступны из-за своей дороговизны. Поэтому они использовались преимущественно для декорирования центральных городских построек: храмов, дворцов и домов знати.

В Вавилонском царстве во времена царя Новуходоносора (605–562 гг. до н.э.) были построены ворота, покрытые полностью прототипом современной керамической плитки – глазурованным кирпичом синего цвета. Посвящалась эта композиция богине Иштар. На поверхности плитки изображались львы и мифические драконы.

Этот пример отделки вовсе не является исключительным. Во многих вавилонских храмах при раскопках обнаруживаются фрагменты кладки из глазурованного кирпича. В виду ритуальности места, существовала необходимость подобрать материал, который смог бы превратить храм в нечто необыкновенно красивое, запоминающееся. Первые прототипы керамической плитки служили для этой цели как нельзя лучше. Они были необыкновенно красивы.

Это был первый строительный материал, который смог внести в отделку древних зданий такую широкую палитру цветов наряду с высокой прочностью и долговечностью. Глазурь, наносимая на кирпичи, имела толщину несколько больше 1 см. Такой прочный защитный слой и сумел донести эти образцы древнейшего творчества до наших дней. Ныне реконструкции сохранившихся фрагментов храмов и стен городов представлены вниманию всех желающих в различных музеях мира.

Основными мотивами рисунка на вавилонской плитке являлись изображения животных, растений, письменных символов и человека. Практика нанесения иконных изображений человека на поверхности керамической плитки впервые широко была опробована мастерами именно этого древнего государства.

Глазурованный кирпич также широко использовался и при украшении древнеегипетских сооружений. В эпоху Нового Царства была построена гробница царицы Хатшепсут (II тыс. до н.э.). Помимо прочих элементов для её украшения использовался глазурованный кирпич, на котором были изображены элементы природы, порхающие птицы.

Другой найденный при раскопках древнеегипетских гробниц фрагмент плиточной кладки был изготовлен из фаянса. Такая разновидность керамической плитки уже более близка к современной по форме. Она значительно тоньше кирпича, но довольно проста в художественном исполнении, так как не несёт на своей поверхности целостного изображения, а являлась лишь цветовым элементов в общей кладке.

При раскопках древнеперсидского города Сузы, было найдено изображение крылатого сфинкса, выложенного из глазурованного кирпича. Этот рисунок украшал дворец царя Дария, построенный в V веке до н.э.

Однако в этих же Сузах и другом древнеперсидском городе Персеполе была найдена плитка толщиной в 1 см формата 15 × 15 см, очень похожая на образцы современной керамической плитки. Считается, что там и зародилась керамическая плитка в современном её понимании.

В то время технологии были ещё не столь совершенны, знания о производстве материалов имелись разрознённые, которые, к тому же, часто держались в секрете. Поэтому повсеместно на территории древних государств возникают достаточно разные по технологии производства кладки из керамической плитки. Безусловно, древнейшим аналогом керамической плитки по праву считается глазурованный кирпич. Но практически одновременно с ним развивались и такие виды облицовочных покрытий, как мозаика и терракотовая плитка.

Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о появлении мозаики. Она гласит о том, что когда-то в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё, и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу.

Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.

Мозаичными полотнами выстилались полы в древнеримских термах (общественных банях). Полы домов зажиточных горожан Древнего Рима и Греции были покрыты мозаикой. Керамическая мозаика находит также массу применений и в античную эпоху. Развитие мозаичной художественной школы шло на протяжении многих веков вплотную с производством традиционной керамической плитки. В некоторых моментах эти направления пересекались. Они и сейчас в дизайне современных помещений воспринимаются, как единое целое. Как два лика одной единой сущности.

Куда ближе по исполнению к современной плитке являются древние терракотовые плиты. «Терракота» в переводе – «обожжённая земля». Такая плитка не отличалась большим разнообразием цвета. На неё не наносилась глазурь. В основном она служила для облицовки зданий, придания фасадам более интересной формы.

Например, при раскопках в городе Сарды, столице некогда могущественного Лидийского царства, были обнаружены фрагменты терракотовой плитки датируемой VI веком до н.э., которая использовалась для отделки стен жилых домов и гражданских зданий. Использование терракотовой плитки было обусловлено тем, что качественно обработанного камня в те времена не было, поэтому наружная отделка зданий завершалась с её помощью.

Древнеримские храмы отделывались разноцветными терракотовыми плитками, мозаикой, резными украшениями и скульптурами. В Древнем Китае тоже производили терракотовую керамическую плитку. Свидетельством тому является найденный фрагмент терракотовой плитки с изображением стражников Дня и Ночи. Датируется эта плитка I–II в. до н. э.

Древние греки при строительстве своих храмов также использовали терракотовую плитку. Метопы в храме Аполлона в Ферме представляли собой терракотовые плиты с художественной росписью. Построенный в VII веке до н.э., этот храм подвергался реконструкции в более поздние периоды. Однако не остаётся сомнений в том, что отделка терракотовыми плитками осуществлялась непосредственно при его строительстве.

Как раз в этот период технология отделки недостаточно обтёсанных каменных плит терракотовой плиткой достигла своего совершенства. В конце VII – начале VI вв. до н.э. этот приём широко использовался на территории многих древнейших государств. Наиболее часто такая технология применяется на территории Южной Италии и Сицилии. Производились терракотовые архитектурные украшения в основном в городе Коринф. Примеры исполнения облицовки по этим технологиям применяются в архитектуре Афин. Крепостные стены этого города снабжались вдоль защитной крыши декоративным бордюром из терракотовой плитки.

Дальше постепенно находит распространение плитка, близкая по исполнению к современной. Она не такая толстая, как кирпич, и намного красивее терракотовой плитки. Расцвет её производства датируется концом I тысячелетия до н.э.– началом I тысячелетия н.э.. Технологии того времени позволяли создавать плитку с разноцветной глазурью, на которой изображались сложные рисунки различной тематики. Каждая страна вносила в узоры плитки свой местный национальный колорит.

До наших дней дожила, например, окрашенная и глазурованная плитка, найденная в месопотамском городе Нимруд, датируемая приблизительно 880 годом до н.э. Ещё один образец плитки, имеющий синий цвет с замысловатым фигурным узором, как считается, тоже принадлежит Месопотамии той же эпохи.

Древнеперсидская керамическая плитка была несколько более яркой с замысловатыми узорами. Сейчас похожие черты унаследовала плитка в восточном стиле. На плитке изображались мотивы из жизни этого народа, элементы природы и культовые символы.

Есть образцы глазированной плитки современных пропорций и среди вещей, найденных при раскопках на территории Вавилонского царства. В городе Сузы было найдено панно из керамической плитки, которая датируется I тысячелетием до н.э. На нём изображены мифические животные и элементы природы древнего государства.

Не редко на плоскости керамической плитки встречаются и различные изображения сцен из повседневной жизни жителей древнейших стран.

Плиточное производство древнеиранских государств

Первое тысячелетие новой эры в сфере производства керамической плитки прошло под знаком государства Древнего Ирана. Практически весь период с III века до н.э. по VIII век н.э. керамическая плитка производится преимущественно на территории этого государства.

Иранские мастера керамической плитки сделали огромный вклад в создание новых моделей этого покрытия, развитие технологии производства и её популяризацию. В этот период плитка служит своей обыкновенной цели – является облицовкой для храмов и дворцов. Способы её производства держатся в секрете. До наших дней дошли лишь отрывочные сведения о мастерских, которые производили плитку в тот период и некоторых технологиях, выраженных, в основном, в сохранившихся образцах плитки.

В период династии Сасанидов (III–VII вв.) производство керамической плитки в Древнем Иране уже было на достаточно высоком уровне. Унаследовав традиции и технологии Древней Персии, плиточное дело в этом государстве развивалось в сходном направлении. На раскопках в городах Фирузабад и Бишапур было найдено множество образцов керамической плитки этого периода.

Образцы керамической плитки были покрыты глазурью, толщина которой была около 1 см. Традиционным рисунком являлись мотивы природы: цветы, растения, животные, птицы и люди. Иногда встречались изображения геометрических фигур и узоров в восточном стиле.

В середине VII века нашей эры, приходящегося на исламский период в истории Древнего Ирана, увеличивается спрос на керамическую плитку. Она становится главным отделочным материалом для зданий и сооружений религиозного значения. Облицовка мечети Купол Скалы, например, построенной в этот период, проводилась при помощи керамической мозаики.

Древнеиранские мастера также активно пользовались и технологией окраски кирпичной кладки. В период правления Буидов (X–XI вв.) были возведены мечети Наин и Нейриз, которые были облицованы окрашенным кирпичом с геометрическими узорами. Позже стала пользоваться популярностью технология отделки кирпичей разноцветной глазурью. Иногда поверх кирпичной кладки наносился слой из кусочков глазурованных кирпичей.

Некоторые мастера выкладывали с их помощью красивые надписи. Это были каллиграфические надписи в стиле куфи, от которого пошли все прочие стили каллиграфии. Часто создавались панно, на которые помещались надписи, передающие наставления пророка и фрагменты из священных книг. В одно время даже существовала мода на именную подпись автора плитки. Плиточные панно снабжались знаками, символизирующими того или иного мастера, производившего плитку.

К XIII веку керамическая плитка и глазурованный кирпич используются уже и для внутренней отделки зданий. Это по-прежнему здания мечетей и прочих религиозных сооружений. Мозаичной плиткой покрываются купола и стены сооружений того времени.

Большое распространение мозаичная укладка керамической плитки достигла лишь в период Тимуридов. Именно тогда была изобретена технология склеивания разрознённых частей мозаики при помощи жидкого гипса. Нарезанные по заранее подготовленной схеме кусочки из разноцветной керамической плитки, выложенные в виде мозаичного рисунка, заливались этой штукатуркой, которая придавала полотну небывалую прочность. Такое покрытие было очень долговечным и красивым. Например, мечеть Гохаршад, построенная в XV веке, имеет именно такую отделку.

К периоду правления Сафавидов распространение нашёл новый вид плиточной кладки, которая представляла собой панно, собранное из одинаковых квадратов керамической плитки достаточно большого размера. Сначала все элементы собирались воедино, образуя полотно для будущей росписи. Далее на плитку наносилась разноцветная глазурь, которой прорисовывались необходимые изображения. После плитка разбиралась по частям, обжигалась в печи, приобретала необходимую прочность, и снова собиралась в единое полотно.

Существовала также технология совмещения керамической плитки с глазурованным кирпичом в одной кладке. Это давало широкое поле для разнообразного и уникального украшения различных элементов древнеиранской архитектуры.

Весь период существования древнеиранских государств керамическая плитка была небывало популярна на территории Востока. Технологии её производства постоянно совершенствовались. Это дало огромную базу для производства древнейшей керамики и плитки в других государствах. Плиткой были украшены могилы правителей, купола мечетей. До наших дней дошли многочисленные панно из керамической плитки, которые и сейчас поражают своей красотой.

Именно иранская традиция производства керамической плитки лежит в основе изготовления современной испанской и итальянской плитки. Видоизменённая и значительно дополненная эта технология и сейчас подходит для создания настоящих произведений искусства в виде плиточных полотен и отдельных керамических плиток.

Керамическая плитка в древней Испании

С территории иранского государства качественные образцы керамической плитки распространились по всему азиатскому континенту. Мавры, жившие с VIII века на территории современной Испании, принесли с собой и технологии производства уникальной по тем временам иранской плитки. При строительстве своих городов мавры использовали в большом количестве керамическую плитку и мозаику для отделки храмов и культовых строений.

С VIII по XV век на территории Испании начинается война против мавров, носивших мусульманскую веру, так называемая христианская Реконкиста. С переменным успехом борьбы в итоге всё же удаётся изгнать мавров из Испании. В ходе войны технологии производства керамической плитки становятся известны католическим монахам.

Они записываются на тщательно защищаемые свитки на языке латыни, и переходят из рук в руки, от монаха к монаху. С этого времени в сфере производства керамической плитки появляется второй центр тяжести – Испания во главе с католической церковью. Эти конкуренты Ирана смогли сохранить и значительно преумножить знания о производстве керамической плитки и мозаики, внесли в свои изделия неповторимый испанский колорит.

Практически до XIX века секреты производства испанской керамической плитки были известны лишь избранным. Благодаря чему удалось сохранить уникальную ценность этих изделий. До наших времён сохранилось традиционное лидерство Испании на рынке керамической плитки. Плитка производства этой страны считается лучшей в мире. Продукция испанских фабрик пользуется величайшей популярностью на территории Европы и других континентов. Причиной тому является то, что испанским мастерам удалось сохранить лучшие из древних традиций и технологий производства изделий из керамики, и внести в этот процесс свою необходимую лепту.

Сразу после появления первых образцов керамической плитки, изготовленной в Испании, родились две основные школы «аристократическая» и «ремесленная». «Ремесленная» школа своим появлением обязана многочисленным ремесленникам, которые появились на территории страны после периода Реконкисты. Беженцы, беднота и опальное вельможество из других стран селились на территории полуразрушенных от войны городов. Там они создавали небольшие церкви, дома, которые облицовывались самодельной керамической плиткой. Эта плитка имела плохой внешний вид и разительно отличалась от иранских образцов по прочности.

Настоящим наследником богатейших традиций Древнего Ирана и Персии была плитка «аристократической» школы (Рис.27). Секреты её хранились у монахов из католических орденов. Производилась она на плиточных фабриках при католических церквях. Лишь в XX веке, когда эти фабрики стали независимыми от духовенства, плитка «аристократического» толка вошла в массовое потребление. Однако и сейчас мастера и технологи этих фабрик хранят в строгом секрете рецептуру и тонкости технического процесса производства настоящей испанской керамической плитки.

Итальянский вклад в керамическую плитку

Ещё одним неоспоримым лидером современности в производстве керамической плитки является Италия. История итальянской плитки начинается с IX века н.э.. В это время из Испании в страну попадают первые образцы высокопористой майолики. Испанская майолика подходила лишь для облицовки фонтанов. Благодаря нанесенной на её поверхность по испанской технологии глазури, плитка становилась водонепроницаемой и стойкой. Однако внешний вид таких образцов оставлял желать лучшего.

Итальянский мастер Лука де ла Робиа, живший и работавший во Флоренции X века, добился того, что глазурованная майолика производства его мастерской приобрела ещё и декоративную функцию. В этом заключалась его главная заслуга. Именно благодаря его экспериментам возникла неповторимая по своей красоте итальянская керамическая плитка. Испанцы, подарившие основную технологию производства, ставили упор на качество получаемой облицовки. Итальянцы же главным критерием считали красоту изделий.

Основное изобретение итальянского плиточника заключалось в том, что он догадался добавлять искусственные красители в состав глазури плитки. Добавляя различные химические вещества в глазурь, удавалось изменять её цвет, играть оттенком. В производстве глазури Лука де ла Робиа использовал медь, марганец, кобальт и другие вещества.

Итальянскими мастерами было поставлено немало экспериментов в области производства керамической плитки. Был найден особый вид глины, из которой производился глазурованный фаянс высочайшего качества.

Основным потребителем изделий из керамической плитки в Италии с давних времён являлась католическая церковь. Так же, как и в Испании, при строительстве храмов использовалась плитка с различными изображениями и узорами. Стоил этот отделочный материал достаточно дорого. Поэтому кроме церкви позволить себе купить керамическую плитку в Италии могли лишь представители знати.

Ситуация стала кардинально меняться, когда в XV веке в связи с малым количеством заказов со стороны духовенства и спадом производства образуется общественная организация, в которую входят плиточные мастера из пяти крупнейших городов производителей керамической плитки. Принимается решение сделать керамическую плитку общедоступной путём удешевления её производства, и освободиться от монополии на заказы со стороны католической церкви.

Мастерские Италии начинают производить плитку низкого качества, которую смогли себе позволить купить обычные представители общества. Правда, до самых бедных слоёв этот материал не дошёл. Причиной тому являлось отсутствие дешёвых красителей, которыми можно было бы хоть как-то облагородить внешний вид плитки. Даже достаточно дорогая плитка была невзрачной на вид и годилась только для облицовки уборных.

Но вскоре вновь появляется плитка, изготовленная в лучших традициях первого известного итальянского мастера плиточника Луки де ла Робиа. Плиточное покрытие вновь радует глаз, но на сей раз уже не только представителей и поклонников церковного культа. Керамическая плитка популяризируется среди народа Италии, а дальше уже расходится по всему миру, имея и сейчас многочисленных поклонников и последователей.

Итальянская плитка традиционно отличается яркими красками, интересным рисунком, мягким и приятным цветом. Современные производители итальянской плитки занимают одни из лидирующих мест в отрасли. Во всём мире ценится керамическое покрытие, имеющее итальянское происхождение.

Производство керамической плитки в других государствах.

Также в период II тысячелетия н.э. первые образцы керамической плитки появляются и в других странах. Местные мастера пытаются копировать технологии основных производителей плитки Испании и Италии. Каждая местность вносит в производство плитки свой колорит, видоизменяет технологию производства под собственные особенности: тип исходного материала глин и красителей, климат, технологии обжига и прочее.

Образцы высококачественной плитки находят при раскопках на территории Афганистана, Англии, Сирии, Турции (Византия) и других стран. В мире продолжается победное шествие керамической плитки. Многие государства, вдохновлённые опытом стран первопроходцев, признают технологию облицовки внешних и внутренних элементов зданий при помощи керамической плитки самой удобной и заманчивой.

Покупать плитку производства Испании и Италии на тот день было очень дорого для других стран, этот материал и на своей родине стоил баснословных сумм, не говоря уже о цене с учётом транспортировки за пределы страны. Поэтому каждый стремился создать свой аналог этого покрытия. Некоторые производители со временем даже стали превосходить итальянцев и испанцев в той или иной области. Однако общее лидерство в сфере и поныне целиком принадлежит этим двум странам.

История отечественной керамической плитки

На Руси керамическая плитка появилась в IX веке с приходом христианства. В языческий период в качестве строительных материалов преимущественно использовались камень и древесина. Керамика же применялась лишь в быту. Но во времена христианизации на территории страны появляются первые ремесленники, производящие плитку по греческой технологии. Этой плиткой украшались строившиеся в ту пору христианские храмы и царские дворцы. Красивая высокопористая плитка, рецепт которой киевским мастерам подарили греческие плиточники, была выполнена в светлых и ярких тонах.

Плиточные панно, украшавшие храмы и дополнявшие алтари с иконостасами, своим неповторимым видом пытались раскрыть внутреннюю сущность бога, приобщить народ к этой таинственной энергетической субстанции. На плитке изображались элементы природы, геометрические фигуры, орнаменты и прочее. Нередка была и иконная роспись плит. Мастера, производившие плитку, перед её изготовлением обязательно выдерживали строгий пост. Производство керамической плитки было настолько же ритуальным, насколько и роспись икон или производство других предметов культа.

Греческое направление в производстве керамической плитки на Руси активно развивалось вплоть до XVII века, и было полностью подчинено церкви. Сначала производство было сосредоточено в Киеве, где появились первые на Руси мастерские, а после монголо-татарского нашествия основные производственные центры перекочевали в Москву и Псков.

В строительстве древнерусских храмов большое распространение нашло применение технологии облицовки поливной керамической плиткой. Изобретением поливы русские мастера обязаны Древнему Египту. Именно там это стекловидное покрытие впервые используется для глазурования бус из стеатитового камня. Такая плитка применялась в основном для выстилки полов в древнерусских храмах. Софийский собор и Десятинная церковь украшались посредством именно таких керамических плит.

Русские мастера несколько видоизменили пришедшую из Византии традицию применения поливных плит. На своей родине эта технология подразумевала использования мраморных плит. Поскольку русские мастера не обладали большим количеством мрамора, то он был заменён в строительстве на керамику. Также новшеством было и использование поливных плит в качестве напольного покрытия. До этого они были лишь украшением карнизов и прочих архитектурных деталей.

Поливные плитки были бордового, жёлтого либо зелёного цветов. Иногда поливы, применяемые для покрытия керамической плитки, смешивались, образуя новые цвета. Встречались образцы, фрагментарно покрытые поливой различных цветов. Учёными были найдены образцы подобной плитки, с надписями и художественной росписью.

Размер плитки составлял около 13 × 13 см, при толщине 2 см. Но были и изделия большего размера. Например, Софийский собор отделывался плиткой формата 70 × 70 см. Существовала керамическая плитка не только квадратного формата, встречались и прямоугольные образцы.

Иногда поливные керамические плитки применялись не только для внутренней напольной отделки храмов и богатых жилищ. Встречались также и отдельные варианты использования плитки для отделки наружных стен и некоторых архитектурных элементов.

Технология изготовления поливной керамической плитки явно не стояла на месте. Она постоянно развивалась и совершенствовалась. Благодаря широчайшей сфере применения, следы её использования можно найти во множестве архитектурных памятников той эпохи.

С XIII века на Руси псковские мастера начинают производить муравлёную черепицу. Ею отделывают купола храмов. К XV веку благодаря многочисленным экспериментам изобретается плитка, которая стойко переносит суровые русские морозы, не теряя своего красивого внешнего вида. Так появляются первые русские изразцы.

С тех пор широко распространяется изразцовое творчество. Дальше оно образует отдельную школу, которая сначала догоняет, а потом даже и обгоняет по технологиям традиционную на Руси греческую школу производства керамической плитки. Из-за того, что изготовление классической керамической плитки было полностью монополизировано церковью, изразцовое творчество находит распространение именно в период XVII века, когда государство подчиняет себе церковь.

К этому времени в значительной степени развиваются технологии многоцветной архитектурной керамики, секрет производства которой ныне утерян. Эта керамика напоминала по структуре мозаику из натурального камня. Использовалась для создания икон и различных настенных украшений.

Однако наивысшей степени развития удаётся достичь изразцовому творчеству. Сохранившиеся до наших дней образцы изразцов периода XVII–XVIII веков и сейчас очень высоко ценятся. Производились они для облицовки печей и других отделочных работ. Часть из них шла на экспорт в виде подарков, преподносимых руководством государства представителям других стран.

Так на Руси окончательно утверждается новая голландская школа производства керамической плитки. Одно из главных отличий этой плитки заключалось ещё и в том, что она применялась исключительно для внутренней отделки зданий. Фасады храмов и дворцов теперь перестали украшаться при помощи этого материала. С XVIII века изразцы начинают украшать внутреннее убранство домов богатых горожан, дворцов знати и храмов.

Сюжеты узоров плитки в основном касались быта людей, их повседневной жизни, встречаются изображения элементов природы. В отличие от керамической плитки греческого периода, которая имела строгую идеологическую направленность в сторону сюжетов христианской церкви.

Производство первых образцов плитки по голландским технологиям на Руси началось по указу Петра Первого, который велел закупить лучшие образцы голландской керамической плитки, и изучить технологию их производства.

Так русскими мастерами была изучена дельфтская роспись керамической плитки. Она подразумевала общее упрощение сюжета рисунка, нанесение его простыми красками. Это значительно упрощало и удешевляло технологию производства, однако внешний вид изделий носил плохо выраженный декоративный характер. Многовековые образцы изразцов, которыми были облицованы древние храмы, выглядели намного лучше, чем керамическая плитка нового производства. Это не могло остаться незамеченным.

Поэтому в начале XX века начинается возрождение потерянных технологий производства изразцов XV–XVII веков. Вновь воссоздаётся плитка высочайшего качества в лучших русских традициях.

Но весь этот расцвет творчества прекращается во время гражданской войны, в результате которой к власти в стране приходят большевики. После прихода большевиков производство керамической плитки практически останавливается. В годы войны сильно пострадали памятники архитектуры, украшенные плитой. В послевоенный период были репрессированы многие именитые производители плитки, знавшие уникальные технологии её производства. В период расцвета советской власти открываются многочисленные плиточные заводы в крупных промышленных городах, которые производят плитку с достаточно низкими эстетическими и эксплуатационными качествами.

Единственной заслугой коммунистического периода можно считать общую популяризацию керамической плитки, как отделочного материала. Плитка в этот период применяется в качестве облицовки во многих общественных учреждениях и домах простых граждан. С этого момента она становится общедоступной. Упор ставится не на качество, а на количество.

Лишь после падения советской власти учёные и новые производители керамической плитки начинают по крупицам собирать растерянные технологии изготовления настоящей русской плитки. Поиск давно забытых старых и изобретение новых нюансов плиточного производства продолжается и сейчас многочисленными отечественными производителями керамической плитки.

Керамическая плитка, как наследие веков

За долгую историю своего существования керамические покрытия доказали свою надёжность. Многолетний опыт использования керамической плитки на фасадах зданий древних храмов и прочих многочисленных сохранившихся до наших дней памятников архитектуры свидетельствует о небывалой прочности этого материала. Лучшие образцы древней керамической плитки и её аналогов не потеряли своего внешнего вида за весь продолжительный период своего существования, и дошли до нас в хорошем состоянии.

Из прочих строительных материалов, которыми пользовалось человечество на заре своего существования, подобной стабильностью обладают только покрытия из камня. Однако использование керамической плитки в наше время доказывает, что она намного более практична, удобна и красива, чем камень или другие строительные материалы.

Керамическая плитка с очень давних времен служит украшением человеческого жилья. Она абсолютно устойчива как к холоду, к жаре, так и к свету, керамическая плитка является очень прочным и красивым материалом для облицовки. В современном мире этот облицовочный материал очень популярен, керамическую плитку применяют, как для отделки внутренних помещений, так и для отделки наружных фасадов зданий.

Технологии производства этого материала развились до такой степени, что современные плиточные фабрики способны выпускать в небывало большом количестве керамическую плитку высочайшего качества. Каждому потребителю теперь доступна испанская и итальянская плитка отличного качества, которая по праву считается лучшей в мире. Причиной тому является значительное снижение цены вследствие усовершенствования технологий производства, и популяризация этого облицовочного материала в массах.

Производство керамической плитки прошло через многие испытания. Оно находилось долгое время под монополией у исламистов и христиан. Технологии изготовления долгое время держались в строжайшем секрете. Очень часто они попросту терялись вследствие войн и перестановок, или попросту забывались. Однако этот материал выдержал все испытания веков, и пришёл к нам в качестве универсального облицовочного покрытия, не имеющего аналогов в строительной сфере.

Керамической плиткой теперь облицовывают любые поверхности, она готова служить в любых климатических условиях. Значительно расширилась и сфера её применения. Она не является теперь только достоянием храмов или домов зажиточных граждан. Плиточная кладка высочайшего качества способна украсить любой фрагмент жилища среднего человека. Она подойдёт для укладки и в жилой комнате, и на кухне, и в помещении ванной. Пожалуй, не существует строения или помещения, в котором не могла бы применяться керамическая плитка в полном объёме.

С каждым годом растёт количество коллекций керамической плитки, которые выпускают многочисленные плиточные фабрики во всём мире. Это в значительной степени расширяет возможности каждого человека в декорировании собственного жилья в лучших современных традициях. Дизайн плитки меняется теперь синхронно с мировой модой. Керамическая плитка теперь представляется не только долговечным, но и необычайно гибким в подборе нужного внешнего вида покрытием.

На сегодняшний день, как и много веков назад, керамическая плитка является лучшим выбором для того, кто хочет произвести по-настоящему качественную отделку. Это подтверждает многолетний опыт плиточных фабрик с мировым именем, производящих свою продукцию на протяжении уже нескольких веков. Многолетний опыт мировых производителей гарантирует великолепное качество выпускаемой ими продукции керамическая плитка кв метр

Износостойкость керамической плитки определяется способностью ее поверхности противостоять абразивному воздействию материалов, имитирующих движение по ней человеческих ног. Эти классы керамической плитки, скорее всего, относятся к ее глазурованным вариантам, поскольку испытаниям, как и рабочей нагрузке, подвергается исключительно верхний слой плиточной глазури, при этом, не затрагивая основы.

Классы износостойкости плитки

Различают пять классов, определяющих износостойкость керамической плитки, покрытой глазурью:

Класс PEI I (1) – плитка для мест с неактивным движением в мягкой обуви. Лучше применять ее в ванных комнатах, а также других помещениях, используемых нечасто и в которых не принято ходить в обуви для улицы (санузлы, спальни).

Класс PEI II (2) – плитка для комнат, имеющих небольшие по плотности участки движения в домашней обуви. Эта группа керамической плитки пригодна для применения в квартирах, семейных домах, коттеджах (спальни, ванные, жилые комнаты). Не следует использовать ее в прихожих, кухнях, на балконах и лестницах.

Класс PEI III (3) – плитка для помещений со средним по интенсивности движением в повседневной обуви, не имеющей непосредственного контакта с улицей. Такую плитку можно использовать в любых помещениях квартиры или дома, а также в небольших офисах или гостиницах. Не следует ее применять лишь в местах с активным движением: лестницах и вестибюлях многоквартирных домов, бюро регистрации постояльцев отелей и пр.

Класс PEI IV (4) – плитка для помещений со средней и высокой интенсивностью движения, с еще более сильным сопротивлением истиранию, которое имеют предыдущие классы керамической плитки. Напольное покрытие этой группы можно использовать в общественных или жилых помещениях: любые жилые помещения, рестораны, магазины, офисы, гостиницы, в том числе, их регистрационные залы.

Класс PEI V (5) – подобную керамическую плитку можно использовать в местах с любой интенсивностью движения. Изделия, объединенные в этом классе, существенно превосходят по износостойкости покрытие из плитки четвертого класса. Такое покрытие используется в публичных помещениях, имеющих самую высокую проходимость (магазины, бары, станции метро, вокзалы, аэропорты и так далее).

Классы износостойкости плитки Различают пять…

Технологии производства керамической плитки

Износостойкость керамической плитки - это способность поверхности противостоять абразивному материалу имитирующему движение человека по поверхности. Данная классификация относится скорее к глазурованной керамической плитке, так как проверяется прочность именно верхнего слоя глазури плитки, а не самой основы.

Выделяют пять основных классов износостойкости глазурованной керамической плитки:

  • Класс 1 (PEI I) – Для мест с небольшим движением, в которых используется мягкая обувь. Керамическую плитку данной группы следует применять только в ванных комнатах и любых других помещениях, которыми мало пользуются и в которых не ходят в уличной обуви. ( ванные комнаты, спальни, санузлы.)
  • Класс 2 (PEI II) – Для комнат с участками движения небольшой плотности, где ходят в домашней обуви. Керамическая плитка данной группы должна использоваться для квартир, коттеджей, семейных домов, за исключением кухонь, прихожих, лестниц и балконов. ( Полы в жилых комнатах, спальнях, ваннах и т.п.)
  • Класс 3 (PEI III) ‐ Для помещений с движением средней интенсивности, в которых ходят в обычной обуви, не имеющих непосредственного доступа с улицы. Керамическая плитка данной группы пригодна для укладки во всех помещениях дома или квартиры, гостиницах, небольших офисах. За исключением мест с большим движением, вестибюлей и лестниц в многоквартирных домах, мест для регистрации постояльцев гостиниц, и т.п. ( Полы кухонь, любые помещения в коттеджах, квартирах и т.п.)
  • Класс 4 (PEI IV) – Для помещений с интенсивностью движения от средней до высокой, подверженных большему истиранию, чем полы в классе 3. Керамическая плитка данной группы пригодна для применения в жилых и общественных помещениях: любые помещения жилых домов, залы регистрации гостиниц, рестораны, офисы, магазины, отели. ( Лестницы и холлы в жилых домах, террасы, балконы, лоджии, полы в офисах и гостиницах и т.п.)
  • Класс 5 (PEI V) –  Керамическая плитка данной группы пригодна к применению на участках с движением любой интенсивности. Керамические плитки, включенные в данный класс заметно отличаются по износостойкости от класса 4. Используются в общественных помещениях с высокой проходимостью. (Бары, магазины, супермаркеты, торговые центры, станции метро, железнодорожные вокзалы, аэропорты, парки и т.п.) плитка керамогранит характеристики

Чем отличается керамогранит от керамической плитки и что лучше

Кафель является распространенным видом напольного покрытия. Толщина керамической плитки для пола зависит от ее формы и размера. Облицовочный напольный материал из керамики, пользующийся наибольшим спросом в последнее время, производится в Италии, Испании, Германии и Португалии. Каждое предприятие выпускает не только хорошие, но и плохие коллекции кафеля, поэтому обращать внимание на марку производителя не стоит. К продаже допускаются только те изделия, которые подвергались тестированию, влиянию нагрузок, тепла и холода.

Характеристики напольной плитки

Напольный кафель является экологически чистым, поскольку его обработка происходит в условиях высоких температур, что позволяет минимизировать возможное выделение токсических веществ с поверхности отделочного материала. Повышенная влажность не оказывает отрицательного влияния на кафельные полы. Эксплуатация плитки и уход за ней не представляет собой особой сложности, так как пыль и вредоносные бактерии смываются с материала достаточно легко. Для этого можно воспользоваться специальным моющим средством.

Материал не только устойчив к огню, но и не выделяет вредные вещества при нагревании. Керамическая напольная плитка не является проводником электричества, она не способна терять полезные качества при контакте с различными химическими веществами, исключением из них считается фтористоводородная кислота.

Планируя ремонтные работы по созданию пола из керамической плитки, многие отдают предпочтение кафелю. Этот товар представлен на прилавках магазинов в достаточно широком ассортименте. Чтобы разобраться в том, какой тип изделия подходит для определенных видов покрытий в наибольшей степени, необходимо уделить внимание определенным техническим характеристикам кафельной плитки.

Если планируется создание напольного покрытия для кухни из плитки керамической половой, то правильный выбор отделочного материала будет зависеть от знания свойств кафеля. Качественная керамическая плитка для пола должна обладать следующими характеристиками:

  • износостойкостью;
  • калибром и тоном плитки;
  • морозостойкостью;
  • водопоглощением;
  • теплопроводностью;
  • формой и видом изделия.

Не следует также путать технические характеристики плитки и качество изделий. Кафель для полов, имеющий низкую износостойкость, позволяет создать качественное напольное покрытие, но его область применения является совершенно разной. Приобретать материал с повышенной морозоустойчивостью или износостойкостью в ванную комнату вовсе не обязательно, как и укладывать настенную керамическую плитку на пол, поскольку она может обладать хорошим качеством, но срок службы материала будет недолгим.

Износостойкий отделочный материал для пола

Напольная плитка — это наиболее удобный отделочный материал, позволяющий осуществлять монтаж износостойкого покрытия стен или пола в помещениях с повышенной влажностью. Укладывать половую кафельную плитку можно в ванной комнате, кухне, балконе или лоджии. Высокая износостойкость и гигиеничность материала делают сферу его применения достаточно широкой: производственные помещения, учреждения здравоохранения, детские сады, открытые сооружения на улице.

Показатель износостойкости керамической плитки определяет способность лицевой поверхности противостоять нагрузке, имитирующей движение по поверхности покрытия человека. Для проведения такого тестирования используются специальные абразивные материалы, с помощью которых оказывается воздействие на кафельный пол.

Если рассматривать глазурованный вариант керамической плитки, то ее классы зависят от уровня износостойкости именно верхнего слоя изделий. При этом различается 5 классов глазурованной плитки:

  1. Класс PEI I (1). Материал пригоден для пола в ванной комнате или других помещениях, не используемых слишком часто, где можно носить только мягкую обувь.
  2. Класс PEI II (2). Применяется в загородных домах или квартирах, коттеджах для устройства пола в спальнях, ванных, жилых комнатах, где можно ходить в домашней обуви, исключая кухни, балконы и лестницы.
  3. Класс PEI III (3). Используется в местах, где нет активного движения, в гостиницах, небольших офисных помещениях, но не в вестибюлях или на лестницах.
  4. Класс PEI IV (4). Подходит для жилых или общественных помещений со средней и высокой интенсивностью движения, имеет еще более сильное сопротивление истиранию, чем предыдущие классы материала.
  5. Класс PEI V (5). Находит применение в местах с различной интенсивностью движения, так как превосходит по износостойкости плиточный материал 4 класса.

Калибровка и тон изделий из кафеля

Сильное сжатие плитки, изготавливаемой из глины, может привести к деформации изделия в процессе его производства. Производитель обычно следит за тем, чтобы не происходило сильного сжатия плитки при запекании сырья. При повышении уровня температуры наблюдается повышение степени сжатия материала. Это приводит к возникновению проблем калибровки, которые характерны для напольной плитки, запекаемой при высоких температурах.

По мнению специалистов калибровка любой кафельной плитки отечественного производства не соответствует требованиям качества. Изделия в одной упаковке зачастую отличаются одно от другого на несколько миллиметров. Это не позволяет ровно выкладывать материал своими руками. В одном калибре выпускается только керамическая облицовка двойного обжига для стен, имеющая наименьшее сжатие.

Изготовители, ответственно подходящие к проблеме калибровки плитки, применяют лазер для измерения размеров изделий, сходящих с конвейера. После этого осуществляется сортировка плитки по размерам.

Напольная кафельная плитка может обладать цветовой тональностью, отличающейся от заявленного оттенка. Цвет обозначается на упаковке буквой либо цифрой. Совершая покупку облицовочного материала для создания напольного покрытия, потребуется проследить имеет ли партия товара одинаковый тон и калибр. Обычно устраиваются полы из керамической плитки, имеющей размер, отличающийся от номинального калибра.

Морозостойкость кафельной плитки

Рассматриваемый параметр находится в обратной зависимости от пористости материала. Чем она ниже, тем более высокой является морозостойкость керамической облицовки. В результате замерзания влаги, проникшей в поры изделия, происходит ее расширение с последующим растрескиванием материала, который не выдерживает внутреннего напряжения.

При выборе морозостойкой плитки следует иметь в виду, что прочность кафеля становится меньше, если материал поглощает больше влаги. Это снижает его сопротивляемость низким температурам. Поэтому в процессе изготовления керамической плитки влага и лишний воздух удаляются из нее, а затем осуществляется обжиг и глазуровка.

Клинкер представляет собой яркий пример морозостойкой плитки, изготовленной на основе этой технологии. Материал применяется на уличных площадках, верандах, в садах и т.д. Внешне он не отличается от обычного кафеля, но свойство морозостойкости этой плитки всегда обозначается символом снежинки.

Высокая морозостойкость обеспечивает соответствующий уровень эксплуатации кафеля для создания напольных покрытий на балконах, верандах или в гаражах. Этот вид изделия способен отлично переносить и высокие температуры, находясь под воздействием палящих лучей солнца.

Водопоглощение керамической облицовки

Показатель предельной прочности кафеля, определяющий способность плитки сопротивляться изгибающей нагрузке, находится в зависимости от уровня водопоглощения. Выбирая кафельную плитку для пола, следует обратить внимание на его значение. Чем оно ниже, тем более прочным является материал. Если показатель водопоглощения высокий, то кафель на пол, имеющий ту же длину, будет менее прочным.

Коэффициент водопоглощения позволяет подразделить всю керамическую облицовку на следующие основные группы:

  1. Группа I с коэффициентом водопоглощения менее 3%. Поскольку он является минимальным, то позволяет использовать плитку для наружных и внутренних работ.
  2. Группа IIa со степенью водопоглощения 3 — 6%.
  3. Группа IIb с показателем водопоглощения 6 — 10%.
  4. Группа III с коэффициентом водопоглощения материала более 10%, применяемого исключительно для внутренней отделки.

Группа, к которой принадлежит керамическая облицовка, должна быть указана на торце упаковки. Любая из перечисленных выше групп является пригодной для внутренней облицовки помещений. Перед тем как выбрать плитку для улицы, следует убедиться в том, что коэффициент водопоглощения материала относится к группе I.

Теплопроводность облицовочной напольной плитки

Напольная плитка, обладающая высокими показателями морозостойкости и теплопроводности, может применяться не только для любых типов помещений, но и для улицы. Эти показатели являются определяющими при выборе керамической облицовки, которая является простой в уходе.

Керамическая плитка для пола изготавливается из водостойкого огнеупорного материала, обладающего особой прочностью. Керамическая облицовка позволяет оформлять интерьеры кухонь и коридоров, ванных комнат. Кафельная плитка для пола может быть использована в качестве напольного покрытия при устройстве теплого пола.

Коэффициент теплопроводности, составляющий 0,3-0,9, считается оптимальным для керамической плитки. Этот показатель меньше, чем у камня, но больше, чем у остальных покрытий. Различный уровень коэффициента теплопроводности обусловлен пористостью, которой обладает напольный кафель. Роль теплоизолятора в ней играют именно пузырьки газа.

Опытные мастера советуют обратить внимание на шероховатость и рельефную глубину поверхности материала. Чем выше уровень этих параметров, тем меньше тепла будет передаваться плиткой.

Форма и размер облицовочной плитки

Наиболее распространенной формой облицовочной керамики для пола считается квадрат. Его стороны могут быть равны 10-120 см. Исключением является мозаичное покрытие. Распространены изделия, стороны которых составляют 150х150, 200х200 и 250х250 мм.

Значения стандартного размера напольной керамической плитки обычно составляют 300х300 либо 333х333 мм. Минимальная толщина такой облицовки для пола обычно равна 6 мм. Напольная плитка может иметь художественный рисунок или композицию.

Поскольку размер кафеля является важным параметром, учитываемым при выборе изделий для облицовки, то желательно, чтобы площадь поверхности пола была кратной размерам материала. Это позволит уменьшить количество отходов и сэкономить средства. Если места в помещении достаточно, можно купить любой тип кафеля без ограничений относительно размера отдельных фрагментов. Выбор крупных вариантов позволит не создать эффекта ряби на полу.

Большинство квартир и частных домов имеют очень ограниченную площадь помещения. В этом случае кафель на пол должен быть средних размеров, то есть от 20х20 до 35х35 см. С помощью него можно уменьшить недостаток пространства интерьера.

Рекомендации по выбору напольной облицовки

Подобрав размеры керамической плитки для пола, следует учесть и специфику того помещения, в котором планируется делать ремонт. К примеру, кухня имеется в любом доме, она выполняет не только функцию места для приготовления пищи, но и столовой зоны. Облицовочная плитка на пол в кухне подбирается с учетом следующих основных особенностей этого помещения:

  • постоянных перепадов температуры;
  • частого контакта поверхностей с водой, загрязнениями и жиром;
  • быстрого истирания напольного покрытия;
  • применения бытовой химии для ухода за облицовкой;
  • возможностью механического повреждения керамической облицовки.

Кафель на кухне предполагает частый контакт облицовки с водой и бытовой химией, поэтому важно подобрать такой материал, который не будет скользить и пропускать влагу. Керамическая облицовка для пола должна быть влагостойкой. Показатель износостойкости отделки для кухни должен соответствовать 3 классу и выше.

Среди основных видов напольной плитки выделяются:

  1. Керамогранит, обладающий большой прочностью и совершенной структурой, которая не способна пропускать влагу.
  2. Керамическая, глазурованная матовая или глянцевая отделка любых цветов, имеющая гладкую или рельефную поверхность.
  3. Натуральный камень, зачастую дорогой мрамор, имеющий скользкую поверхность, укладываемый в дорогих домах, где кухня используется в редких случаях.

Обычно выбор ограничивается привычной всем керамической плиткой. Она более доступна и имеет широчайший ассортимент. В плане характеристик керамогранит выигрывает, но он более дорогой и тяжелый плитка настенная лагуна

«Дом плитки» - Керамическая плитка в Ростове-на-Дону и .

Несмотря на огромное разнообразие расцветок современной керамической плитки, хочется создать в своем доме неповторимый интерьер. Один из способов отделки ванной комнаты, санузла, кухни и даже комнаты – это декупаж кафельной плитки своими руками. Сама техника декорирования плитки несложная, но если вы хотите украсить ею большое по площади помещение, то времени этому занятию придется уделить немало. В этом мастер-классе мы детально расскажем о принципах декупажа на керамической плитке.

Нам понадобятся:

  • керамическая плитка;
  • бумажные салфетки с подходящим рисунком;
  • прозрачный клей для керамики и стекла;
  • акриловые краски;
  • ножницы;
  • кисть.
  1. Перед началом работы следует обработать керамическую плитку медицинским спиртом, чтобы обезжирить ее поверхность. Затем из бумажной салфетки вырежьте деталь с понравившимся рисунком, которая соответствует размеру керамической плитки. Если края плитки закруглены, уменьшите размер вырезанной детали на 2-3 миллиметра со всех сторон, чтобы бумага не нависала над краями. Смажьте обратную сторону салфетки клеем. Будьте очень аккуратны, так как тонкая салфетка может деформироваться от соприкосновений с кистью. Если цвет рисунка меняется в результате контакта с клеем, не пугайтесь. После высыхания клея проблема решится.
  2. Приложите вырезанный фрагмент к поверхности плитки и хорошенько прогладьте рукой, чтобы удалить все пузырьки воздуха. Оставьте изделие на несколько часов, чтобы бумага подсохла. Затем прогрейте духовку до 170 градусов и поместите в нее плитку на полчаса. После выключения не спешите доставать плитку. Пусть она при открытой дверце духовки полностью остынет. Если вы планируете использовать плитку в качестве подставки под чашки и стаканы, можете наклеить с обратной стороны деталь из тонкого войлока, которая по размеру должна быть на несколько миллиметров меньше, чем деталь из бумаги.
  3. Лицевую сторону кафельной плитки покройте слоем прозрачной акриловой краски. Можете украсить изделие рисунком. После высыхания еще раз поместите плитку на 15 минут в духовку, разогретую до 150 градусов. Плитка, выполненная в технике декупажа, готова!

Очень оригинально выглядит керамическая плитка, для декупажа которой используется фотография, распечатанная на тонкой бумаге. Это изображение можно наносить как на одну плитку, так и на несколько, разрезав фото на несколько фрагментов (принцип пазла).

Статьи по теме:
Итальянские обои в интерьере

Итальянские обои станут великолепным дополнением к таким стилям интерьера, как классика, барокко, рококо благодаря изысканной росписи. В статье мы расскажем об итальянских обоях, их особенностях и роли в дизайне интерьера.

Самый популярный вид жалюзи, римские шторы, занимает почетное место в современном дизайне, к тому же, их легко можно сделать своими руками. Справиться с этой задачей вам поможет наша статья.

Как врезать мойку в столешницу

Сегодня мойка, врезанная в столешницу – популярный вариант обустройства кухни, однако мало кто решается сделать это самостоятельно в силу трудоемкости и кропотливости этого процесса. Наша статья поможет вам справиться с этой непростой задачей.

Реставрация дверей своими руками

Затевая капитальный ремонт, мы зачастую без сожаления выбрасываем старую дверь, заменяя ее новой. И совершенно напрасно – существует множество способов отреставрировать старую дверь, подарив ей новую жизнь. Подробнее об этом в мастер-классе виниловая плитка пвх для пола

Related articles

Наклеивание потолочной плитки: способы правильная технология Наклеивание потолочной плиткиНормальная клеевая смесь для потолочной плитки должна сразу удерживать потолочную .,Посмотрите как выполняется поклейка потолочной плитки на видео, предложенном ниже.,Что касается клея для потолочной плитки, . Блочное наклеивание потолочной .

Игра Плитки Фортепиано 2 - Онлайн Играть в плитки фортепианоПлитки фортепиано 2 . Нажимайте на них в нужный момент, попадая в ритм играющей композиции.,Играть музыку можно бесплатно и без регистрации. Диапазон фортепиано . компьютера в .,Плитки фортепиано 2 на . играть, вам . Плитки фортепиано 2 песни. В этой игре .

Зеркальная плитка с фацетом. Как клеить. Фото Зеркальная плитка с фацетом клейЗеркальная плитка с фацетом; . Зеркальная плитка в . лучше всего на специальный клей для .,Зеркальная плитка с фацетом. Зеркальная плитка с фацетом используется для изготовления .,ЗЕРКАЛЬНАЯ ПЛИТКА С ФАЦЕТОМ. Зеркальная плитка . Клей. Упаковка .

Источники статьи

<< Go back to the previous page